Расщепление признаков у растений — как обойтись без неприятных сюрпризов? фото

10 примеров размножения без самцов из живой природы

В живой природе бывает и такое, что нет нужды у самок в самцах. Они прекрасно справляются и с женскими, и с мужскими обязанностями. Называется такое «девственное размножение» партеногенез.

Происходит оно таким образом, что женские половые клетки самостоятельно развиваются в организме самки без оплодотворения.

Считается, что возник этот вид размножения в процессе эволюции раздельнополых форм.

1

Род этих ящерок включает 20 бисексуальных и 7 однополых видов. На самом деле, у позвоночных партеногенез встречается крайне редко и эти ящерицы – одни из немногих представителей такого явления.

2

Тихоходки – самый неубиваемый тип беспозвоночных. Чихать они хотели на изменение температур, сильное рентгеновское излучение, открытый космос… Кажется, они – единственные, кто способен пережить настоящий апокалипсис. Вот и мужики им не нужны. Хотя у тихоходок есть самцы, но встречаются они довольно редко, потому партеногенез у них хорошо развит.

3

В Честерском и Лондонском зоопарках Англии наблюдалось, как в отсутствии самцов, самка откладывала яйца, из которых появлялось потомство. Способность к такому размножению комодских варанов можно объяснить вынужденной необходимостью самок основывать новые колонии, когда во время шторма их смывает на соседние острова.

4

Вот уже два года подряд появляется потомство у самки желтобрюхой водяной змеи, которая обитает в природоохранном центре города Кейп-Жирардо в штате Миссури. Последний раз она видела 8 лет назад, так что вот вам еще один пример девственного размножения.

5

Большинство тлей откладывают яйца, некоторым видам характерно живорождение. Но зачатие у почти всех видом происходит с помощью партеногенеза. Особи, у которых есть крылья, вынуждены часто осваивать новые колонии и потому этот вид размножения для них очень удобен.

6

У остальных видов термитов размножение происходит традиционным образом.

7

У многих пчел из неоплодотворенных яиц развиваются самцы – трутни, а из оплодотворенных появляются матки и рабочие пчёлы.

8

А если их увлажнить, то они восстанавливают себя, путём включения в свою ДНК генов съеденных организмов, потому они много лет могут обходиться без полового размножения.

9

В 2001 году в зоопарке Henry Doorly рыба-молот произвела потомство после длительного пребывания в емкости с водой, где не было самцов. Так же при ДНК-анализе подтвердилось наличие в клетках детеныша только материнского материала.

10

Так же популяции, размножающиеся этим странным способом были обнаружены у некоторых видов тараканов, муравьев, рыб, птиц (в том числе и кур).

Источник: http://zefirka.net/2015/10/07/10-primerov-razmnozheniya-bez-samcov-iz-zhivoj-prirody/

18 комнатных растений, которые могут стоить вам жизни

Растения дома — это уютно и красиво, свой собственный сад среди зимы — просто супер! Опустел после вас цветочный магазин, куплен модный горшок, семена или саженцы, а google признался, что такое дренаж. Отлично.

Теперь самое время остановиться! Поставить горшок на место и внимательно прочитать название растения, а потом быстро свериться со списком в этой статье — нет ли его среди перечисленных.

Потому что речь здесь пойдёт о ядовитых растениях, тесный контакт с которыми может стоить жизни.

Рвота, боль в животе, аритмия, жжение во рту и на губах, судороги — это ещё не весь перечень «удовольствий», которые можно получить, если не выяснить заранее, какое растение распустило ядовитые листья в гостиной, и не начать обращаться с ним соответственно. Лучше проявить уважение и осторожность — не хватать руками луковицы и листья, пока нет уверенности в их безопасности.

Признаки того, что растение собирается вас убить: 

  • Если сломать стебель или отломить лист, выделяется сок, похожий на молоко.
  • Его листья гладкие, как будто лакированные.
  • У него жёлтые или белые ягоды.
  • Его листья по форме напоминают дырявый зонтик.

 Итак, наши коварные, но прекрасные любимцы:

Олеандр (лат. Nérium)

Сок этого растения может вызвать слепоту, аритмию и тремор, а аромат цветов — головокружение. Действительно, сногсшибательная красота!

Лилия (лат. Lílium)

Она, безусловно, популярна и кажется такой невинной. Но некоторые сорта вызывают расстройство желудка, рвоту, головную боль, нарушение зрения и аллергию. А ещё ночью, когда мы спим, лилия коварно поглощает кислород и выделяет углекислый газ.

Орхидея (лат. Orchidaceae) 

Ещё одна опасная красотка. Её запах вызывает бессонницу, поэтому не рекомендуется ставить орхидею в спальне, даже если розовые цветы идеально гармонируют с покрывалом.

Тубероуза или полиантес (лат. Polyanthus)

Белые, похожие на облака цветы способны ввести в заблуждение. Не нужно поддаваться! Запах туберозы вызывает головокружение и депрессию, головную боль и тошноту.

Фатсия (лат. Fatsia)

Небольшое зелёное дерево с резными красивыми листьями, заимев которое, не стоит радоваться, лучше тщательно помыть руки с мылом. Ведь сок фатсии токсичен и при попадании в организм вызывает серьёзные нарушения в работе нервной системы.

Токсидендрон, ипритка или сумах восточный (лат. Toxicodendron)

Стильное растение с острыми красно-зелёными листьями выглядит обманчиво безобидным. Внимание! Прикосновение к растению вызывает сильное аллергическое раздражение, неприятный зуд, покраснение кожи и волдыри сразу и очень надолго.

Филодендрон (лат. Philodendron)

Листья содержат ядовитую кислоту, и при её попадании в глаза или на слизистую рта дело может дойти даже до удушья. Совет прост: чтобы избежать отравления, нужно почаще мыть руки, полоскать рот и промывать глаза после контакта с растением — универсальное правило, которое всегда актуально.

Кротон (лат. Croton)

Белый, похожий на молочко для тела сок кротона при попадании на кожу вызывает сильнейший ожог, а при попадании в кровь — мгновенную и мучительную смерть.

Азалия (рододендрон Симса) (лат. Azalea)

Попав в организм через рот, вызывает кишечные колики и судороги, поэтому не надо есть листья, от них всё равно никакого толку — несмотря на аппетитный вид, на вкус они так себе.

Диффенбахия (лат. Dieffenbachia)

Дерево с крупными жёлто-зелёными листьями. Сок ядовит и может вызвать серьёзное отравление. Срезать побеги или листья нужно осторожно — можно обжечься.

Амариллис (лат. Amaryllis) и гиппеаструм (лат. Hippeastrum)

Ядовитые луковицы и сок этих растений богаты алкалоидом ликорином, стимулирующим рвотный центр в мозгу. Луковицы амариллиса и гиппеаструма похожи на луковицы старого доброго репчатого лука. Главное не перепутать. Попав в организм, они вызывают рвоту, депрессию, диарею, боль в животе, судороги, слюнотечение, потерю аппетита, тремор, паралич и даже воспаление желудка и кишечника. 

Броваллия красивая (лат. Browallia speciosa)

Названа так неспроста: она воистину прекрасна, и всем хочется посадить её у себя дома. Вперёд! Главное — помнить, что её сок при попадании на кожу вызывает сильнейшую интоксикацию. Самое разумное — сначала обзавестись парой резиновых перчаток.

Кливия (лат. Clivia)

Её пышные соцветия очаровательны, но при неосторожном обращении с листьями или корневищем сок кливии вызывает рвоту, диарею, обильное слюноотделение, а иногда и паралич. Следует помнить: красота обманчива и коварна.

Паслен перцевидный (лат. Solanum capsicastrum)

Дома обычно сажают его карликовую разновидность с яркими круглыми ягодами, которые так и хочется съесть. Не стоит, правда. Ягоды паслена исключительно ядовиты.

Каладиум (лат. Caladium)

Все части растения ядовиты, оно вызывает удушье и смерть.

Тёщин язык или Сансевиерия (лат. Sansevieria)

Не так ядовит, как некоторым хочется думать. Вызывает кратковременную боль во рту и аллергию.

Фикус (лат. Ficus)

Такой знакомый, близкий и родной, казалось бы, уж от него-то сюрпризов не жди. Как бы ни так. При попадании сока на кожу вызывает сильное раздражение и дерматит. И да, есть его тоже не надо.

Мимоза стыдливая или тюльпан Геснера (лат. Mimosa pudica)

Самое опасное растение из списка — от долгого соседства с ним выпадают волосы!

Ура, кажется, список закончился, и можно, натянув перчатки и противогаз, спокойно воткнуть семена в землю, полить и забыть? А вот и нет! Практически все комнатные растения ядовиты в той или иной степени. Так что лучше подумать ещё раз. 

Источник: https://life.ru/408739

Вегетативное размножение: сущность, природные и искусственные способы, черенкование

Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа, либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено половое размножение. 

Сущность вегетативного размножения

В основе вегетативного способа лежит регенерационная способность растений. Этот тип размножения широко распространен в природе и часто используется в растениеводстве. При вегетативном размножении у потомства повторяется генотип родителя, что очень важно для сохранения признаков сорта.

В природе вегетативное размножение происходит корневыми отпрысками (вишня, осина, осот, бодяк), отводками (скумпия, дикий виноград), усами (земляника, лютик ползучий), корневищами (пырей, тростник), клубнями (картофель), луковицами (тюльпан, лук), листьями (бриофиллум).

Все естественные способы вегетативного размножения растений широко используются человеком в практике растениеводства, лесоводства и особенно садоводства.

Природные способы размножения

Размножение отводками применяют для выращивания смородины, ореха, винограда, шелковицы, азалии и др. Для этого одно-, двулетний побег растения наклоняют в специально вырытую канавку, пришпиливают и засыпают землей так, чтобы конец побега оставался над поверхностью почвы.

Можно и без канавки разложить побеги радиусами на выровненной поверхности почвы, пришпилить их и присыпать землей. Укоренение идет лучше, если под почкой делают надрезы коры. Приток к надрезам питательных веществ стимулирует образование придаточных корней. Укоренившиеся побеги отделяют от материнского растения и рассаживают.

Ягодные кустарники размножают также делением куста на несколько частей, каждую из них высаживают на новое место.

Корневыми отпрысками размножают розу, сирень, айву, рябину, боярышник, малину, ежевику, вишню, сливу, хрен и др. Специально травмируя корни, садоводы вызывают усиленное образование корневых отпрысков. Пересаживают их с частью материнского растения.

Размножение корневыми отпрысками

Искусственные способы

Черенками называют срезанные для этой цели части побега, корня, листа. Стеблевые черенки — одно-, двулетние побеги длиной 20-30см. Срезанные черенки высаживают в почву.

На их нижнем конце вырастают придаточные корни, а из пазушных почек — новые побеги. Для повышения приживаемости перед посадкой нижние концы черенков обрабатывают растворами стимуляторов роста.

Черенкованием размножают многие сорта смородины, крыжовника, винограда, роз и др.

Листовыми черенками размножают бегонии, узамбарские фиалки, лимон и др. Срезанный с черенком лист кладут нижней стороной на влажный песок, сделав на крупных жилках надрез для ускорения формирования придаточных корней и почек.

Корневые черенки — участки боковых корней длиной 10-20см заготавливают осенью, хранят в песке и весной высаживают в парники. Применяют для размножения вишни, сливы, малины, цикория, яблони, розы и др..

Вегетативное размножение черенками

Размножение прививкой широко используют в садоводстве. Прививка — сращивание почки или черенка одного растения со стеблем другого, растущего в почве. Черенок, или почка, называется привоем, а растение с корнем — подвоем.

Окулировкой называется прививка почки с кусочком древесины. При этом на стебле одно-, двулетнего сеянца делают Г-образный надрез длиной 2-3см, горизонтальный — не больше 1см.

Затем края коры осторожно отгибают, под кору вставляют глазок, обрезанный с кусочком древесины. Глазок плотно прижимают к древесине отворотами коры. Место прививки обвязывают мочалом, оставляя открытой почку.

После срастания стебель подвоя выше глазка удаляют. Окулировку проводят летом и весной.

Копулировка — прививка однолетнего черенка с несколькими почками. В этом случае привой и подвой должны быть одинаковой толщины. На них делают одинаковые косые срезы.

Привой прикладывают к подвою так, чтобы их ткани совпали (особенно важно совпадение камбия) и тщательно привязывают мочалом.

При разной толщине подвоя и привоя делают прививку в расщеп, за кору, в прикладку и др.

Читайте также:  Однолетние, двулетние цветы, для посадки в чаши и кадки, на клумбы, уход, выращивание размножение, рассада, посадочный материал, фото

Значение в сельском хозяйстве

Искусственное вегетативное размножение растений имеет большое значение в сельском хозяйстве. Оно дает возможность быстро получить большое количество посадочного материала, сохранять признаки сорта и размножать растения, не образующие семян.

Поскольку при вегетативном размножении происходит митотическое деление соматических клеток, потомство получает тот же набор хромосом и полностью сохраняет признаки материнских растений.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (5

Источник: https://animals-world.ru/vegetativnoe-razmnozhenie/

Скрещивание растений — технология скрещивания и преимущества гибридных сортов

Часто неспециалисты с подозрением относятся к гибридным растениям, не подозревая о том, что многие культуры, выращиваемые ими на своих садовых участках, — результат многолетних трудов селекционеров.

Содержание:

Что такое скрещивание растений

Гибридизация или скрещивание растений – это один из основных методов селекции растений. Сущность метода заключается в скрещивании двух растений разных сортов, видов или родов.

Например, немногие знают, что в природе не существовало таких культур, как слива или садовая земляника. Слива была получена путем скрещивания терна и алычи, а садовая земляника, или как ее неправильно называют, клубника, — результат скрещивания диких видов земляники – виргинской и чилийской.

Технология скрещивания

Технология скрещивания заключается в искусственном или естественном переносе пыльцы с растения одного сорта или вида на другое, проводимое под тщательным контролем.

Алгоритм скрещивания:

  1. Выбрать два растения разных сортов или видов.
  2. На материнском растении подобрать наиболее удобно расположеные цветки.
  3. Нераспустившиеся (за один день до распускания) бутоны аккуратно вскрыть.
  4. Пинцетом тщательно удалить все тычинки с пыльцой.
  5. Цветки с удаленными тычинками обернуть белой тонкой материей во избежание незапланированного опыления.
  6. За день до удаления тычинок с одного растения со второго (отцовского) с бутонов, собирающихся распускаться, собрать пыльцу в стеклянную баночку.
  7. Баночку прикрывают марлей или светлой прозрачной тканью и ставят в сухое место.

На следующий день после удаления тычинок с материнского растения проводят оплодотворение:

  • Лучшее время – первая половина дня до двенадцать часов.
  • Встряхнуть баночку с пыльцой.
  • Осевшую на стенки банки пыльцу ватной палочкой или другим подручным средством (можно, даже пальцем) аккуратно наносят на рыльце пестика материнского растения.
  • Оплодотворенный цветок снова накрыть светлой тонкой тканью или марлей.
  • Оплодотворение повторять 3 дня.

Оплодотворенные цветки должны быть укрыты на весь период роста вплоть до созревания плодов. Лишние цветки рекомендуется удалить. После сбора созревших плодов они должны вылежаться от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от времени созревания и срока хранения культуры.

Семена косточковых растений высеваются сразу на гряды, семечковые летнего созревания после трехдневной просушки высеваются в песке на грядки осенью. Семена растений, которые созревают осенью, собирают, когда плоды уже начинают портиться, но не позже апреля. После сбора и просушки их высевают в подготовленные емкости.

Пространственная и временная изоляция при скрещивании

При скрещивании перекрестноопыляющихся культур можно применять пространственную изоляцию: растения выращиваются на разных, удаленных от растений данного сорта, участках. К таким культурам относятся морковь, капуста, свекла и др.

Скрещивание перекрестноопыляющихся культур на изолированных участках намного минимизирует трудозатраты: опыление происходит естественным путем – ветром или насекомыми.

Кроме того, на одном изолированном участке возможно размесить несколько растений одного сорта, таким образом, увеличив число полученных гибридных семян. Существенный недостаток такого метода состоит в невозможности полностью исключить попадание посторонней пыльцы.

Кроме того, при естественном перекрестном опылении примерно половина растений оказывается оплодотворена пыльцой своего сорта.

В регионах с теплым климатом, где период вегетации достаточно продолжителен, для растений с быстро отцветающими цветками можно использовать изоляцию во временных интервалах: на одном и том же участке проводятся разные комбинации скрещивания. Разные сроки цветения исключают незапланированное переопыление.

В селекционной практике при отсутствии достаточного пространства для организации отдельных участков применяются изоляционные сооружения:

  • Конструкция выполняется в виде каркаса, который обтягивается легкой прозрачной тканью.
  • Для изоляции отдельных побегов или соцветий изготавливаются небольшие «домики» из пергаментной бумаги или марли, которыми обтягивают каркас из проволоки.

Для растений, опыляемых насекомыми, при сооружении изоляторов лучше использовать такие материалы, как батист или марля, для ветроопыляемых культур – пергаментную бумагу.

Преимущества скрещивания

Процесс гибридизации – скрещивания растений – направлен на получение сортов растений, обладающих выигрышными свойствами родительских сортов, таких как:

К примеру, если у отцовского и материнского растения устойчивость к разным заболеваниям, то полученный гибрид унаследует стойкость к обоим болезням.

Гибридные сорта растений обладают лучшей жизнестойкостью, они меньше подвержены перепадам температуры, влажности, изменения климатических условий, чем их негибридные собратья.

Больше информации можно узнать из видео.

Источник: http://MegaOgorod.com/atricle/2171-skreshchivanie-rasteniy-tehnologiya-skreshchivaniya-i-preimushchestva-gibridnyh-sortov

Поговорите с капустой, или Как наука доказала, что растения нас понимают

Когда человек срывает цветок, ломает ветку дерева или покупает в цветочном ларьке выращенные на химикатах розы, он часто даже не задумывается, что растению может быть больно…Многие садоводы и любители комнатных растений считают, что их питомцы — разумные и тонко чувствующие существа, однако мало кто знает о существовании целого направления науки, которое изучает способность растений воспринимать и расшифровывать информацию, исследует их поведенческие реакции. Называется оно психологоботаника (или фитопсихология).

Немного истории

Первые известные нам научные работы в этой сфере принадлежат древнегреческим мыслителям Теофрасту и Аристотелю — основателям ботаники и географии растений в известном нам виде.

Аристотель, например, признавал существование души у растений, а потому относил их к одушевленной природе.

Великий ученый и врач Парацельс разделял учение о сигнатурах (Signanaturae — знаки природы), согласно которому природа отметила каждое растение особым знаком, и разгадав его, врач сможет вылечить ту или иную болезнь.

Еще он писал, что у растений существует симпатическая связь со звездами и планетами, благодаря которой можно привлекать для лечения планетарные влияния. «Отец ботаники» Теофраст свел все известные на то время знания о растениях в единую систему. 

Ботаникой увлекался и Гете. Он полагал, что все органы растения — метаморфоз листа, а также верил в существование «прарастения», от которого произошли все остальные.

В 1960-е годы родилась современная фитопсихология — полиграфолог и доктор биологических наук Клив Бакстер начал изучать перцепцию (восприятие) растений.

Опыты Бакстера: растения умеют читать наши мысли?

Бакстер проводил опыты при помощи датчиков полиграфа (детектора лжи). Он намеревался доказать, что растения способны чувствовать, и их реакции подобны реакциям человека. Исследователь полагал, что у растений есть как минимум первичное сознание и способность чувствовать эмоции и мысли людей.

В 1966 году он провел эксперимент с драценой. Когда растению причиняли вред или только выражали такое намерение, датчик фиксировал реакции, аналогичные человеческим.

Ученый проделал множество опытов, и каждый из них показывал: растения способны чувствовать эмоциональное состояние человека, реагировать на его действия и намерения, а также на гибель животных и других растений.

 Например, когда к листьям подносили зажженную спичку, прибор фиксировал испуг, а полив вызывал точно такую же реакцию, как радость у человека.  Самописец вычерчивал кривую «волнения» даже когда исследователь просто думал о том, чтобы поджечь лист — еще до того, как он решался взяться на спички.

Растение могло испытывать беспокойство, если в помещении появлялся негативно настроенный по отношению к нему человек или животное. Бакстер утверждал, что листья реагировали на возможную угрозу, даже если были оторваны от растения.

Как-то раз лабораторию ученого посетил физиолог из Канады, попросивший Бакстера продемонстрировать ему свои опыты. Ни одно из 5 растений не показало реакции на появление постороннего человека.

Физиолог рассказал, что в своей лаборатории он сжигает растения, чтобы определить сухой вес — и растения просто «остолбенели от ужаса», впали в шоковое состояние при его появлении.

Когда гость покинул помещение, питомцы Бакстера вновь стали реагировать обычным образом. 

Описаны и другие удивительные случаи. Так, однажды растение отреагировало на свое изображение, которое ученый, читавший лекцию за сотни километров от лаборатории, демонстрировал слушателям в зале.

В эксперименте с креветками, которых окунали в кипящую воду, подопытные филодендроны сразу же среагировали на жестокость.

Прибор зафиксировал реакцию даже когда Бакстер порезал палец! То есть, они чувствуют страдания живых существ и выражают сострадание. 


Эксперименты доказали, что растения способны распознавать людей. В ходе опытов ассистент Бакстера травмировал их, тем или иным способом причиняя вред. Какое-то время он больше не приходил в лабораторию, и на появление других людей реакция растений была нейтральной. Когда «мучитель» снова появился, самописцы зафиксировали бурную реакцию, свидетельствующую о том, что растения узнали его! При этом реакция проявилась даже у тех, кому ассистент не наносил повреждений.

Предположение Бакстера, что растения — организмы, не обладающие даже нервной системой, — способны воспринимать информацию и реагировать на происходящее, было расценено научным сообществом как совершенно невероятное. Его опыты не были признаны в полной мере, но они сыграли свою роль. Многие другие ученые решились на дальнейшее изучение вопроса, справедливо полагая, что обмен психической и энергетической информацией между живыми существами возможен — просто мы пока не понимаем, как он работает.

Мнение отечественной науки

Профессор В.Н. Пушкин из Института общей и педагогической психологии в 1970-х годах провел серию экспериментов, в ходе которых доказал что подобный обмен существует, и отсутствие нервной системы — факт незначительный, поскольку сам контакт может проходить через биоэнергетическое излучение, воспринимаемое клетками.

Однако, одновременно стало ясно, что развивается этот процесс на необъяснимом (по крайней мере, в настоящее время) уровне.

Психологи погружали испытуемого человека в гипноз, внушая ему разные эмоции. В 80 см от испытуемого стояло растение, к которому были прикреплены датчики.

При смене эмоционального состояния человека эти датчики фиксировали реакцию! В других сходных экспериментах растение реагировало на ложь человека под допросом.

По мнению профессора Пушкина, такие опыты говорят о единстве информационных процессов, которые протекают в клетках растений и в нервной системе человека.

Единство это берет свое начало из тех времен, когда на планете появилась первая молекула ДНК. Если животные чувствуют отношение человека и его эмоции, то почему такого чувства не должно быть у растений?


И.И. Гунар
, возглавлявший кафедру физиологии растений при Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, был убежден: у каждого растения — свой характер, свои особенности и привычки.

Тогда же — в 70-х годах прошлого века — он провел ряд экспериментов, которые доказали: растениям присущи электрические импульсы, созвучные с нервными импульсами людей.

В частности, было установлено, что они обладают особыми реакциям на свет: если их день продлевали искусственным светом, это вызывало усталость. В 1971 году ассистент Гунара Леонид Панишкин снял фильм «Могут ли растения чувствовать».

В нем рассказано о влиянии на растения света, ветра, туч, прилета пчелы или птицы, отравления химическими удобрениями, ожога; показано, что растения впадают в состояние «бессознательности», когда подвергаются удару или окружены парами хлороформа.

Камера снимала растения через разные временные интервалы, чтобы показать их «танец» и продемонстрировать разумность существ, живущих в ином временном измерении, нежели люди.

Известны также эксперименты биолога В.Г. Карманова: он создал теплицу, где растения могли сами (при помощи датчиков) регулировать уровень освещенности и полива.

Читайте также:  Медведка и меры борьбы с вредителем овощных культур, описание, фото

Они слышат и понимают нас

Профессор ботаники из Германии Рудольф Штайнер утверждал, что растения улавливают наше настроение. Он вырастил капусту весом в 43 кг и луковицы весом более 4 кг, нежно и ласково общаясь с ними.  

В 1999 году биолог Лютер Бербенк описывал свои опыты по выращиванию кактусов без колючек.

Ученый каждый день разговаривал с растением и просил его расти так или иначе. Таким образом он вырастил несколько необычных растений (белый тутовник с прозрачными ягодами, гигантскую сливу, белую маргаритку и благоухающую оранжевую лилию).

Бербенк подчеркивал, что не заставлял их поменять запах или цвет, но убеждал в дружеском расположении и старался искренне передать вибрации любви.

Множество исследований посвящено влиянию музыки и звуков на растения; большинство ученых считают, что они усиливают фотосинтез. Это происходит благодаря резонансному механизму, который помогает накапливать энергию и ускоряет обмен веществ. Особенно растениям нравится щебетание птиц и классическая музыка.


Что касается «языка химии», то известно, что растения, почувствовав приближение опасности (например, животных или вредных насекомых), выделяют этилен. Это может объяснять привычку некоторых животных выбирать для еды только определенные листья.

Специалист в области физиологии растений профессор Эдинбургского университета Энтони Труэвас считает, что интеллектуальные способности растений очень высоки. Он не согласен с утверждением, будто они руководствуются только эволюционными инстинктами.

Ученый полагает, что растения обладают разумностью, которую человек не замечает из-за разницы временных шкал. Жизнедеятельность растений проходит по другим временным законам, поэтому людям трудно уловить в их жизни осмысленную последовательность.

Он отмечает, что более развитым интеллектом обладают растения, живущие в диких условиях.

Интересно, что шаманы в Мексике знают об удивительных свойствах тех или иных растений. Они считают, что каждое из них обладает своим духом и способно помогать человеку в решении той или иной проблемы (вспомним Парацельса!).

Американский исследователь мифологии Роберт Гордон Уоссон присутствовал на церемонии в Мексике, во время которой шаман съел священный гриб теонанкатль и, пребывая в трансе, рассказал ученому о волновавшей того ситуации — судьбе его пропавшего сына.

Все слова шамана сбылись.

Зачем это нужно?

Издревле люди собирали различные травы для лечения и различных бытовых нужд, зная, как может помочь тот или иной цветок. Возможно, новые исследования и эксперименты помогут нам лучше понять внутренний мир растений, их характер и привычки.

 Это научит нас уважать их не только за то, что они могут дать человечеству, но и за возможность познать окружающий мир и природу. Разве это не путь к познанию самих себя?В конце концов, пару сотен лет назад традиционное мировосприятие не признавало множества вещей, понимание которых для нас теперь — обыденность.

Ведь как мало мы, в сущности, знаем о себе и о месте, в котором живем! Наша планета — это единый организм, где все части системы связаны воедино.


Сегодня даже исследователи не могут в точности обрисовать детали поведенческого механизма и, тем более, характера тех или иных растений.

Они лишь пытаются осмыслить и исследовать основы. А значит, и мы в познании наших «зеленых друзей» можем опираться только на собственный опыт, ощущения и знание о том, что все живые существа ценят любящее отношение.

Если принять за аксиому утверждение, что каждое растение индивидуально, то стоит, основываясь на своих ощущениях, пытаться найти индивидуальный подход. И кто знает, какие открытия за этим последуют?.. 

А есть ли нечто общее в характере отдельных видов в царстве растений? Возможно! Например, вот, что в народе говорят о характерах «друзей с грядки»:

  • Огурцы и морковь любят неторопливых и спокойных пожилых женщин. Они не выносят шума и суеты, крика, а также не любят, когда вокруг много детей.
  • Вся зелень отдает предпочтение мужскому полу — если хотите, чтобы она стала более душистой, то полив салата, укропа и петрушки лучше поручить мужчине.
  • Редис и редьку лучше не смущать руганью — они могут стать жесткими и начать горчить.
  • Помидор — признанный весельчак, обожающий смех и музыку. Не любит, когда его окружают люди в плохом настроении, удвоить будущий урожай помидору помогут ежедневные полуторачасовые музыкальные концерты. 
  • Капуста любит общаться — обязательно поговорите с ней во время прополки, она с радостью вас выслушает.
  • Картофелю нравится, когда ему делают комплименты во время окучивания, а перец и баклажаны— знатные снобы, предпочитающие, чтобы к ним не прикасались руками слишком часто.

А что вы об этом думаете? Случалось ли вам замечать какие-то необычные реакции своих зеленых питомцев или разговаривать с ними?

Источник: https://7dach.ru/starcia/fitopsihologiya—tayny-i-zagadki-odushevlennogo-zelenogo-mira-24495.html

Генетическая трансформация растений

Регенерация трансгенного растения из неорганизованной массы делящихся генетически транформированных клеток.

Схема агробактериальной трансформации.

Трансгенным (или генетически модифицированным) называется растение, в геном которого методами генетической инженерии перенесены гены (их называют «трансгенами») из других организмов. Процесс переноса называется генетической трансформацией.

Основными преимуществами такой технологии по сравнению с традиционной селекцией являются: возможность переноса всего одного гена, что практически не затрагивает исходный генотип; возможность придания признаков, которые нельзя перенести путем скрещивания с близкородственными видами; значительное ускорение процесса получения новых генотипов.

Наиболее широко используемый метод трансформации — агробактериальный был разработан на основе природного процесса. Почвенная бактерия Agrobacterium tumefaciens способна инфицировать двудольные растения, вызывая опухоли — корончатые галлы.

Как выяснилось, при этом происходят перенос и встраивание в растительный геном двух групп генов: продукты одних вмешиваются в нормальный метаболизм растения и способствуют разрастанию опухоли, а продукты других синтезируют опины, вещества, ненужные растению, но используемые в пищу бактериями.

Ученые модифицировали агробактерии таким образом, что они вместо собственных переносят в растения гены, нужные человеку.

Впоследствии был разработан ряд других методов трансформации растительных клеток, из которых наибольшее распространение приобрел биобаллистический.

Он используется чаще всего для генетической модификации однодольных растений, нечувствительных к агробактериям.

В специальных установках микрочастицы золота или вольфрама с нанесенной на них ДНК ускоряют при помощи сжатого гелия, и они проникают в ДНК клеток мишени.

Признаки, которые возможно придать с помощью генной инженерии, весьма разнообразны и в основном ограничены только наличием соответствующих генов. Очень условно их можно разделить на три группы.

К первой относятся признаки, интересные производителям: устойчивость к различным факторам окружающей среды — гербицидам, болезням, вредителям, засухе, засолению, улучшение минерального питания, повышение укореняемости.

Вторая группа признаков представляет интерес непосредственно для потребителей — модификация вкуса и аромата плодов, увеличение продолжительности их хранения, изменение окраски цветков, бессемянность, улучшение питательной ценности растений. В третью группу входят растения-«биофабрики», способные синтезировать вакцины, ферменты, биополимеры и другие полезные вещества.

ДНК бактерий существуют не только в виде хромосом, но и в виде маленьких кольцевых молекул (плазмид). Бактерии Agrobacterium tumefaciens помимо прочих содержат плазмиды, вызывающие опухоли (Ti-плазмиды). На такой плазмиде среди прочих генов имеется так называемая область Т-ДНК, содержащая гены, отвечающие за образование опухоли на растениях и синтез опинов.

Именно этот кусочек плазмиды агробактерии встраивают в ДНК растений. Выяснилось, что агробактерии в принципе способны переносить в растения любую ДНК, которая расположена в этом месте плазмиды. Поэтому в плазмидах, используемых в генно-инженерных целях, природные гены заменяют любыми другими, представляющими интерес для человека.

Как правило, это два-три гена: целевой, который придает, например, устойчивость к насекомым; селективный, который придает устойчивость к определенным веществам (чаще всего — антибиотикам), что позволяет трансформированной клетке расти в питательной среде с антибиотиками, в то время как нетрансформированные клетки в ней гибнут; и иногда — репортерный ген, который позволяет качественно определить трансформированную клетку, например, по окрашиванию или свечению в ультрафиолетов ом свете.

В суспензию агробактерий, содержащих плазмиды с нужными генами, добавляют органы или ткани растений (экспланты), из которых проще всего регенерировать целые растения (чаще всего используются листья). Этот этап называется кокультивацией. Во время кокультивации агробактерии с помощью vir-белков переносят участок Ti-плазмиды и встраивают его в растительную ДНК.

Затем растительную ткань помещают на питательную среду, содержащую антибиотики. В этой среде выживают только те клетки, в которые агробактерии перенесли ген, придающий устойчивость к антибиотикам, то есть трансформированные.

Условия и состав среды подобраны таким образом, что трансформированные клетки активно размножаются, образуя неорганизованную массу делящихся клеток (калллус), из которой регенерируют трансгенные растения.

Полученные растения размножают и подвергают различным анализам сначала в пробирке, а потом — на полях и в теплицах.

Создание одного нового сорта ГМР стоит от 50 до 300 млн долларов и занимает от 6 до 12 лет.

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/3654/

Анализирующее скрещивание

 Для начала давайте вспомним термины доминантный и рецессивный. Доминантный ген (признак) проявляется в первом поколении, а рецессивный подавляется.

Рассмотрим на примере:

Дана нам собака, например. Ген черной шерсти — доминантный, светлая шерсть — рецессивный.

 Обозначим доминантный ген темной шерсти как А, рецессивный — а.

А теперь смотрите: АА — собачка с темным цветом шерсти,

аа — собачка, цвет шерсти светлый,

Аа — тоже темный цвет шерсти (!). Почему?

Потому что доминантный ген подавил проявление рецессивного.   Получается, что при разных генотипах организмы могут иметь одинаковый фенотип.

Итак, дана нам черная собачка. Как определить ее генотип, не проводя анализ крови?

Это называется анализирующее скрещивание.

Наша особь либо гомозиготна (АА), либо гетерозиготна (Аа).

Если мы скрестим ее с рецессивным гомозиготным организмом (аа), то будет следующая картина:

Первый вариант — классика первого закона Менделя  — закона единообразия: все щенки одинаковы по гентипу (Аа) и по фенотипу — все черненькие.

А вот во втором варианте есть расщепление:

расщепление по генотипу: 1(АА) : 1(аа)

расщепление по фенотипу: 1(черненькие) :1(беленькие).

А как проверить без анализирующего скрещивания?

Очень просто. Откуда у организма берутся признаки (гены)? Конечно, от родителей!

Надо просто посмотреть на родительские организмы.

Если у нас гомозиготный организм — АА (черная собачка), то оба ее родителя будут иметь черный окрас шерсти. (один ген — А —  от от одного родителя, второй ген — А — от другого родителя).

Если наша собачка гетерозиготна (Aa), то один из ее родителей будет иметь светлый окрас шерсти — от него она получит ген а.

 Пример задачи на

анализирующее скрещивание:

 Дано:

А -розовидный гребень, а — простой гребень.

Найти:  генотип особи — Аа или АА?

Решение: для определения генотипа особи ее нужно скрестить с гомозиготной по рецессивному признаку курицей (петухом) — аа:

 АА × аа = 4Аа — все поколение будет единообразно

Читайте также:  Адаптация комнатных роз, уход за розой в домашних условиях, фото

Аа × аа = 2Аа + 2аа — половина потомства будут с

розовидными гребешками, половина с простыми.

1) опасения фермера подтверждаются во втором случае — когда в потомстве наблюдается расщепление;

2) первый вариант — можно не беспокоиться — исследуемый организм гомозиготен — АА;

3) Это скрещивание — анализирующее.

  •  в ЕГЭ это вопрос A7 — Генетика, ее задачи, основные генетические понятия
  • А8 —  Закономерности наследственности. Генетика человека
  • С6 — задачи по генетике

Обсуждение: «Анализирующее скрещивание»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/analiziruyushhee-skreshhivanie.html

Задачи по генетике на эпистаз

Задача 1
При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство F1 имело белые плоды. При скрещивании этого потомства между собой в их потомстве F2 было получено:• 207 растений с белыми плодами,• 54 растения с желтыми плодами,• 18 растений с зелеными плодами.Определить возможные генотипы родителей и потомства.

Решение:

1. Расщепление 204:53:17 соответствует примерно отношению 12:3:1, что свидетельствует о явлении эпистатического взаимодействия генов (когда один доминантный ген, например А, доминирует над другим доминантным геном, например В). Отсюда белая окраска плодов определяется присутствием доминантного гена А или наличием в генотипе доминантных генов двух аллелей АВ; желтая окраска плодов определяется геном В, а зеленая окраска плодов генотипом аавв. Следовательно, исходное растение с желтой окраской плодов имело генотип ааВВ, а белоплодное — ААвв. При их скрещивании гибридные растения имели генотип АаВв (белые плоды).

Схема первого скрещивания:

2. При самоопылении растений с белыми плодами было получено: 9 растений белоплодных (генотип А!В!),3 — белоплодных (генотип А!вв),3 — желтоплодных (генотип ааВ!),1 — зеленоплодное (генотип аавв).

Соотношение фенотипов 12:3:1. Это соответствует условиям задачи.

Схема второго скрещивания:

Ответ:
Генотипы родителей – AABB и aabb, потомства F1 – AaBb.

 Задача 2У кур породы леггорн окраска перьев обусловлена наличием доминантного гена A. Если он находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается.

На действие этого гена оказывает влияние ген B, который в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном B.

Определить вероятность рождения окрашенного цыпленка от скрещивания кур с генотипом AABb и aaBb.

Решение:

А — ген, который обусловливает формирование окраски;а — ген, который не обусловливает формирование окраски;В — ген, который подавляет формирование окраски;

b — ген, который не оказывает влияния на формирование окраски.

aaBB, aaBb, aabb – белая окраска (в генотипе отсутствует аллель А),AAbb, Aabb – окрашенное оперение (в генотипе присутствует аллель А и отсутствует аллель В),

AABB, AABb, AaBB, AaBb – белая окраска (в генотипе присутствует аллель В, который подавляет проявление аллеля А).

Наличие доминантных аллелей гена А и гена И в генотипе одного из родителей придаёт им белую окраску оперения, наличие двух рецессивных аллелей а придаёт другому родителю тоже белую окраску оперения.

При скрещивании кур с генотипом AАBb и aaBb возможно получение в потомстве кур с окрашенным оперением, так как особи образуют гаметы двух типов при слиянии которых возможно образование зиготы с обоими доминантными генами А и В.

Схема скрещивания:

Таким образом, при данном скрещивании вероятность получения в потомстве белых цыплят равна 75% (генотипы: AaBB,AaBb и AaBb), а окрашенных — 25% (генотип Aabb).
Ответ:
Вероятность рождения окрашенного цыпленка (Aabb) — 25%.

Задача 3При скрещивании чистых линий собак коричневой и белой масти всё потомство имело белую окраску. Среди потомства полученных гибридов было 118 белых, 32 чёрных, 10 коричневых собак. Определите типы наследования.

Решение:

А — ген, который обусловливает формирование чёрной окраски;а — ген, который обусловливает формирование коричневой окраски;J — ген, который подавляет формирование окраски;

j — ген, который не оказывает влияния на формирование окраски.

1. Потомство F1 единообразно. Это указывает на то, что родители были гомозиготны, и признак белой окраски доминирует.
2.

Гибриды первого поколения F1 гетерозиготны (получены от родителей с разным генотипом и имеют расщепление в F2).3.

Во втором поколении имеется три класса фенотипов, но расщепление отличается от расщепления при кодоминировании (1:2:1) или при комплементарном наследовании (9:6:1, 9:3:4, 9:7 или 9:3:3:1).

4. Предположим, что признак определяется противоположным действием двух пар генов, причем особи, у которых обе пары генов находятся в рецессивном состоянии (aajj), отличаются по фенотипу от особей, у которых действие гена не подавляется. Расщепление в потомстве 12:3:1 подтверждает это предположение.

Схема первого скрещивания:

Схема второго скрещивания:

Ответ:
Генотипы родителей – aajj и AAJJ, потомства F1 – AaJj. Пример доминантного эпистаза.

 Задача 4
Окраска мышей определяется двумя парами неаллельных генов. Доминантный ген одной пары обуславливает серый цвет, его рецессивная аллель — чёрный. Доминантная аллель другой пары способствует проявлению цветности, его рецессивная аллель подавляет цветность. При скрещивании серых мышей с белыми между собой получили потомство всё серого цвета.

При скрещивании потомства F1 между собой было получено 58 серых, 19 чёрных и 14 белых мышей. Определите генотипы родителей и потомства, а также тип наследования признаков.

Решение:А — ген, который обусловливает формирование серой окраски;а — ген, который обусловливает формирование чёрной окраски;J — ген, который способствует формированию окраски;

j — ген, который подавляет формирование цветности.

1. Потомство F1 единообразно. Это указывает на то, что родители были гомозиготны, и признак серой окраски доминирует чёрной.
2. Гибриды первого поколения F1 гетерозиготны (получены от родителей с разным генотипом и имеют расщепление в F2). Расщепление 9 : 3 : 4 (58 : 19 : 14), указывает на тип наследования — одинарный рецессивный эпистаз.

Схема первого скрещивания:

Схема второго скрещивания:

3. В потомстве F2 наблюдается расщепление 9 : 4 : 3, характерное для одинарного рецессивного эпистаза.
Ответ:
Исходные организмы имели генотипы ААJJ и ааjj. Единообразное потомство F1 несло генотип АаJj; в потомстве F2 наблюдалось расщепление 12 : 4 : 3, характерное для одинарного рецессивного эпистаза.

 Задача 5Так называемый бомбейский феномен состоит в том, что в семье, где отец имел I (0) группу крови, а мать III (В), родилась девочка с I (0) группой крови.

Она вышла замуж за мужчину со II (А) группой крови, у них родилось две девочки с IV (АВ) группой и с I (0) группой. Появление девочки с IV (АВ) группой от матери с I (0) группой вызвало недоумение.

Учёные объясняют это действием редкого рецессивного эпистатического гена, подавляющего группу крови А и В.а) Определить генотип указанных родителей.б) Определить вероятность рождения детей с I (0) группой от дочери с IV (АВ) группой от мужчины с таким же генотипом.

в) Определить вероятные группы крови детей от брака дочери с I (0) группой крови, если мужчина будет с IV (АВ) группой, гетерозиготный по эпистатическому гену.

Решение:

В этом случае группа крови будет определяться таким образом

а) Рецессивный эпистатический ген проявляет своё действие в гомозиготном состоянии. Родители гетерозиготны по этому гену, так как у них родилась дочь с I (0) группой крови, у которой от брака с мужчиной со II (А) группой родилась девочка с IV (АВ) группой крови. Значит, она носительница гена IB, который подавлен у неё рецессивным эпистатическим геном w.

Схема, показывающая скрещивание родителей:

Схема, показывающая скрещивание дочери:

Ответ:
Генотип матери IBIBWw, генотп отца I0I0Ww, генотип дочери IBI0ww и её мужа I0I0Ww.

б)

Схема, показывающая скрещивание дочери с IV (АВ) группы, и мужчины с таким же генотипом:

Ответ:
Вероятность рождения детей с I (0) гр. равна 25%.

в)

Схема, показывающая скрещивание дочери с I (0) группы, и мужчины с IV (АВ) группой, гетерозиготным по эпистатическому гену:

Ответ:
Вероятность рождения детей с I (0) гр. равна 50%, с II (В) гр. — 25% и с II (А) гр. — 25%.

Источник: http://buzani.ru/zadachi/genetika/788-vzaimodejstvie-neallelnykh-genov-epistaz-zadachi-1-5

Как вывести гибридное растение?

Ваш вопрос:

Как вывести гибридное растение?

Ответ мастера:

Сегодня мы окружены гибридными растениями, практически, повсеместно. Большинство сортов современных помидор, огурцов, перца, получены методом гибридизации.

К сожалению, радовать большому урожаю и улучшенному вкусу, мы будем не долго, ведь такие растения либо стерильны, либо из их семян не получатся точно такие же помидоры и клубника, как родительские растения. Это происходит из-за расщепления признаков.

Но вы всегда можете самостоятельно вывести интересный и полезный в хозяйстве гибрид. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Этого результата можно добиться с использованием кисточки, полиэтилена, бечевки и обычной бумаги.

Переопыление хорошо переносят такие растения как тыквы, патиссоны и кабачки. Поэтому, в случае, если вам нужно получить невиданный ранее кабачок, вам достаточно посадить несколько разных сортов этого овоща в непосредственной близости друг от друга.

Насекомые опылители обязательно сделают свою работу, перенося с цветка на цветок пыльцу кабачков и патиссонов. Интересно, что этот же эффект достигается и тогда, когда кабачки растут на удалении друг от друга, ведь насекомые могут преодолевать достаточно внушительные расстояния в поисках нектара.

Но стойкий результат наверняка можно получить только того, когда растения посажены в непосредственной близости друг от друга.

Если в случае с кабачками результат получается практически без участия садовода, то для гибридизации клубники от вас потребуются некоторые усилия. Ведь опыление при помощи насекомых дает результат, который очень сложно предсказать.

Для опыления нужного сорта клубники, нужно собрать созревшие цветки тех растений, которые выступят в качестве гибридизаторов. Собираем с них пыльцу и мягкой кистью помещаем на рыльца наших подопытных растений.

Так как в нашем опыте решающим становится именно опыление от определенной культуры, то до нужного часа цветки необходимо оградить от окружающей среды, чтобы они не смогли опылиться раньше. Каждый цветок помещаем в индивидуальный прозрачный пакетик, завязываем его.

Получить потомство от гибрида, задача не из простых. Рассаду кабачков и тыкв получить можно достаточно просто. По осени на грядке оставляем несколько кабачков для полного дозревания. После чего снимаем его с грядки и оставляем зимовать в прохладном месте.

Когда кожа съежиться, станет мягкой, можно приступить к извлечению семян и их просушке. Нужно быть готовым к тому, что «дети» гибридных кабачков получатся очень разнообразными, не похожими на своих «родителей».

А вот для того, чтобы получить приплод от гибридной земляники, нужно подождать, чтобы созрела ягода именно того цветка, который мы оградили от внешнего мира и опылили вручную.

Гибридное растение не всегда забирает от своих родителей самые хорошие качества. Очень часто они получаются мелкими, невзрачными, а вкус не дотягивает до родительских плодов. Для получения семян от ягоды земляники, нужно подождать полного созревания этой ягоды.

После этого срываем ягоду и высушиваем для получения семян. Высеваем мы именно те маленькие зернышки, которые неприятно хрустят на зубах или даже застревают в них, особенно часто это происходит в случае с земляничным вареньем. Их мы и высеваем в качестве гибридной рассады.

Успехов вам в этом нелегком, но таком интересном деле.

Источник: http://zena-na-chas-moscow.ru/otvet_/_vopros-otvet/kak_vyvesti_gibridnoe_rastenie.html

Ссылка на основную публикацию