Стиль барокко в оформлении сада

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Этот стиль соединяет в себе элементы классического и ро­мантического, но при этом у него — особое своеобразие. Он наиболее парадный, красочный, дворцовый. В нем смешались английские и французские черты, мода на китайские мотивы и интерес к «простой жизни». Барокко перенасыщен элемен­тами, обилие садового декора просто поражает.

Этот стиль исторически несет отголоски того времени, когда на резной комод ставились статуэтки пастушек. В саду барокко-море цветов, и от этого он выглядит как роскошный гобелен! Глав­ный девиз стиля — шик, живописность, изысканность. За та­ким садом нужен постоянный уход, он — для увлеченных садо­водов.

Лучший размер участка -15-20 соток и больше, форма не имеет значения, лишь бы был открытым и солнечным.

Ключевые элементы ландшафтного дизайна:Затейливость формы во всех эле­ментах сада.Овалы, круги, барочные завитки.Едва уловимые черты китайского стиля.Большое количество ширм, пергол, сеток, ажурных беседок.Живые изгороди.Розы.Преимущественно светлые, наряд­ные цвета.Белая ковка и позолота.Газоны — очень парадные, с цветоч­ными бордюрами.Топиарии.Клумбы-острова.Фонтаны.

Особенности планировки:

В стиле барокко деление на зоны весьма конкретное, каждая зона — это фактически полностью закрытая са­довая комната.Характерно сочетание очень изви­листых дорожек с прямыми, то есть со­вмещение пейзажности и симметрич­ности.Регулярные посадки соседствуют со свободными.

Цветовое решение:

Цветовая гамма очень богатая, яркая. Основные цвета теплые — красный, желтый, оранжевый, и все это — в со­вокупности с белым и розовым. Обяза­телен золотой.

Растения стиля:

Деревья: яблони, в особенности де­коративные, груша, вишня, рябина, плакучая береза, лещина, липа.Кустарники: калина, боярышник, чу­бушник, сортовая сирень, форзиция, вейгела.

Многолетники и цветы: хосты, папо­ротники, розы, лилии, гипсофила, на­перстянка, астры, хризантемы, георги­ны, мальва, люпины (особенно белые и розовые), дельфиниумы (лучше мах­ровые), маргаритки, анютины глазки, сортовые бархатцы и календула.

Вес­ной — луковичные всех видов, в осо­бенности нарциссы, тюльпаны и ряб­чики.

Малые архитектурные формы:

«Кружевная» ковка.Обилие беседок и потайных угол­ков.Садовые ширмы и «занавеси», бук­вально покрытые коврами ампельных и вьющихся растений.Много скульптур, оформлены они под мрамор или под бронзу.Мотивы пагод.Вазоны с китайским орнаментом.Обилие подвесных контейнеров.Контейнеры богато украшены ро­списью или лепниной. Как правило, они сложной формы — в виде ваз, чаш на ножке.Мебель для сада напоминает баль­ную: она ажурная, с характерными гнутыми ножками.

Советы ландшафтного дизайнера:

В барокко не применяют темное дерево, скульптуры, камни.Лучше всего контейнеры с цветами вывешивать на уже увитые другими растениями стены и прочие конструкции.Простые скамьи (лавки здесь недопустимы, так же как и современный алюминий).

Характерная особенность клумб этого стиля — подбор растений в них по принципу непрерывного цветения.Живую изгородь можно оформить в виде старинного приема — садового лабиринта.

Стиль барокко — несколько перенасыщенный, здесь может быть макси­мальное количество аксессуаров.

Материал подготовлен ООО «Вистерия».

Источник: http://design-project.org/ideas/2012/landshaftnyy-dizayn-stile-barokko

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Стиль барокко понравится любителям средневековой роскоши.

Стиль барокко в современном ландшафтном дизайне по душе придется людям, тяготеющим к дворцовой роскоши и некой помпезности.

Если сравнивать этот стиль со всем известным его «собратом» классическим стилем, то он на порядок » легче», воздушнее и даже где- то романтичнее. Особенность его заключается прежде всего в том, что здесь нашли отражение мотивы сразу нескольких стран: Франции, Китая, Германии.

Краткий экскурс в историю барокко

Эпохой появления стиля на свет считается прекрасное время нежных дам и доблестных кавалеров. Сады, оформленные в этом стиле, утопают в ароматах цветов, успокаивают мягкими и плавными линиями.

Формировался барокко на протяжении времени, условно которое можно разделить на два периода. Первый период ― до конца 16 столетия, когда сады отличались компактностью и больше предназначались для отдыха, чем для полноценных прогулок. В таких садах по центру располагался дворец, замкнутость визуально подчеркивали небольшие аллеи и густо высаженные кусты и деревья.

Второй период приходится на начало 17 столетия, когда сады значительно «прибавили» в размерах, стали более зрелищными в отношении планировки. Здесь особое место уделяется аллеям, цель которых ― проводить » зрителя» по саду, показать дорогу к самым интересным объектам.

Основные элементы в стиле барокко: чем отличается ландшафтный дизайн

Основных элементов, подчеркивающих «дворцовость» стиля барокко не так уж и много. К ним относятся атрибуты китайского стиля: овалы, завитки и круги, что привносят в сад некоторую тайну, загадочность и вместе с тем уют.

Обязательные атрибуты сада в стиле барокко ―это перголы, нежные ажурные беседки, ширмы, живые изгороди. Все эти атрибуты представлены в светлой цветовой гамме.

В стиле барокко неизменно присутствуют тропинки.

Не обходится в саду без элементов белой ковки с праздничной позолотой, ухоженных зеленых газонов, фонтанов и штамбовых кустарников. Подбирая растения для сада барокко, нужно стараться составить его «букет» таким образом, чтобы на участке » стоял» непрерывный цвет.

Чем еще можно охарактеризовать стиль барокко в ландшафте дизайна? Здесь очень много отдельных садовых зон ― «зеленых комнат» закрытого типа, к которым подводят различной формы дорожки и аллеи. Часто можно наблюдать образующие собой оригинальные композиции фонтаны и пруды, естественного происхождения и рукотворные, созданные по замыслу дизайнера.

Удачным дополнением сада барокко станет живая изгородь в виде зеленого лабиринта, стильный навес из легкой ткани на возвышенности участка, цветник во главе с китайской вазой.

Каким должен быть участок для сада в стиле барокко

К территории, предназначенной для обустройства сада в стиле барокко, предъявляются определенные требования. Если форма значения не имеет, то размеры должны быть не менее 15 соток. Крайне желательны небольшие перепады рельефа, солнечная сторона. На таком участке можно будет воплотить самые смелые идеи, конечно, если в дальнейшем найдутся время и желание ухаживать за таим садом.

В процессе оформления участка, желательно придерживаться стандартов: использовать яркие цвета в качестве основных:

  • желтый;
  • красный;
  • оранжевый;
  • салатный и пр.

На роль дополнительных цветов хорошо подойдут розовый, светлые тона коричневого, белый.

Идеальные растения для сада барокко

В нарядном почти » дворцовом» саду с налетом романтики найдут свое место липа и береза, клен и рябина. Обязательно стоит уделить внимание таким кустарникам, как боярышник, вейтела или сирень.

Цветы лучше выбирать из группы многолетних, такие как мальва, астры, лилии, хризантемы и так далее.

Скульптуры как часть сада барокко, подвесные контейнеры

Помимо перечисленных выше аксессуаров хорошо будет на участке в этом стиле использовать статуи, желательно » под мрамор» . Заключительными штрихами станут подвесные контейнеры с цветущими растениями, красиво декорированные лепниной.

Источник: http://vesdizain.ru/landshaftnyj-dizajn-v-stile-barokko.html

Лихачев д.с. «о садах»

Основной принцип садоводов барокко был тот же, что и в поэзии барокко. Неаполитанский поэт Джамбаттиста Марино отчетливо выразил этот общий принцип барокко: «Поэта цель — чудесное и поражающее.

Тот, кто не может удивить… пусть идет к скребнице» (то есть станет конюхом.-Д. Л.) *{{См.: Голенищев-Кутузов И. Н. Барокко и его теоретики // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1963. С. 120.

}}.

Одно из отличий садов барокко от садов ренессанса заключалось в смелом использовании разных уровней, в устройстве каскадов, водопадов. Итальянцы «играли с водой, как Султан со своими драгоценностями»,- выразил свои впечатления один англичанин.

Характерные черты садового искусства барокко — обилие каменных произведений на террасах: опорных стен, фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, нимф, сатиров, богов и богинь, балюстрад, лестниц, садовых театров и туфовых ниш, сложно извитых аллей, огромных урн и другой садовой орнаментики. Все это играло большую роль, чем грядки, партеры, цветы и отдельные деревья в предшествующих стилях *{{Соwell F. R. The Garden as a Fine Art from Antiquity to Modern Times. London, 1978. P. 148.}}.

Барочные сады распространились главным образом в средней Италии в конце XVI и в течение всего XVII в. Барочные сады должны были быть представительными, свидетельствуя о богатстве, вкусе и эрудиции их владельцев, должны были удивлять, поражать, интересовать.

Вместе с тем сады в эпоху Барокко стремительно увеличивались в размерах. Они обсаживались плотными рядами больших деревьев, кустов, составлявшими большие массивы зеленых стен. Развивается пафос великолепия и изобилия в красках и запахах.

Увеличились размеры фонтанов, возросли водяные струи; еще громче стал шум воды, появилась мода на ароматные цветы, кусты, деревья, особенно на апельсинные и лимонные.

Природа драматизируется все большим стремлением к синтезу искусств, к экспрессивному воздействию на все чувства человека.

Одно из главных отличий садового барокко от садового ренессанса заключалось также в появлении в садовом искусстве иронического элемента, создание собственной мифологии (собственных систем символов и аллегорий) чисто эстетического порядка.

Если Медичи во Флоренции пытались «всерьез» восстановить сады Платоновой Академии и «населяли» их «серьезными» скульптурами и скульптурными ансамблями, то в садах барокко гораздо отчетливее проступал элемент отдыха от серьезного содержания.

Статуи по-прежнему служили смысловой связью с природой, но по своему содержанию они должны были больше напоминать о простых утехах окружающей сельской местности. Гроты, например, символизировали собой как бы уход в горы, уединение.

Барочная шутливость требовала, чтобы кусты и деревья стриглись не столько «архитектурно», сколько живописно и «чудаковато», принимали форму статуй, а самые статуи в садах сливались с растительностью, а не противостояли ей.

Эту особенность барочной стрижки деревьев и кустов часто не замечали исследователи, преувеличивая ее архитектурность.

Подстриженные в виде людей, зверей, ваз, кусты и деревья — характернейшие для барокко курьезы, такие же, как шутливые фонтаны («шутихи»), «тайные» скамьи, обманные перспективные картины, создававшие иллюзию продолжения аллей или открывающихся видов на природу, села, строения и т. д.

Эммануэлье Тезауро — крупнейший теоретик барокко — отмечает, что истинное в искусстве не то, что истинно в природе; поэтические замыслы «не истинны, но подражают истине», остроумие создает фантастические образы, «из невещественного творит бытующее» *{{История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. М., 1964. С. 626.}}.

К садам эпохи Барокко применимо положение Ф. Бэкона, что «природа вещей лучше обнаруживает себя в искусственной стесненности, чем в естественной свободе».

Сады барокко способствовали исследованию и показу природы именно в «искусственной стесненности».

Они были в известной мере экспериментом, служащим познанию мира, экспериментом, в котором создаются модели мира, испытываются свойства растений, насаждается искусственная, но все же природная среда вокруг нас.

Характерной деталью садов барокко было устройство так называемых «театров». Садовый театр состоял из полукруглой декоративной стены, обычно с туфовыми нишами, в которых размещались статуи. Такие театры мы найдем в саду виллы Бельведер в Италии, в саду дворца Мандрагона, в саду виллы Памфили и пр.

«Театры» создавали декоративный фон, иногда вовсе не служивший для представлений, хотя, вообще говоря, сады барокко, в отличие от садов ренессанса, гораздо чаще использовались для маскарадов, театральных действ, увеселений, тогда как для садов ренессанса был более типичен серьезно-учебный и ученый характер.

Зрительный элемент сильно возрастал в барокко. Но садовые театры не были только чисто зрительными деталями сада — в них была и зрелищность: разыгрывались праздничные представления, сказывалась характерная для барокко театрализация жизни.

С этим же «театральным» характером барочных садов связана и другая их черта — стремление к музейности, стремление превращать сады в своего рода кунсткамеры, выводить в садах редкие растения, особенно редкие плоды.

Редкие фрукты заботливо выращивались, в частности, в английских садах XVII в. На портрете короля Карла II X. Данкерта, носящем название «Ананасный портрет», Карл II изображен на террасе английского дома, с типичным для барокко квадратным партером («кабинетом») позади, держащим ананас в руке — первый, выращенный в Англии.

Стремление населять сады редкими растениями объяснялось не только желанием к «коллекционированию», но и характерным для барокко тяготением к эффектам «преодоления материала».

Читайте также:  Правила обрезки малины для начинающих, ремонтантной, весной, летом и осенью, фото

Л. Бернини говорил: «Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью».

В садовом искусстве было то же стремление к преодолению материала: подчинить растения (путем стрижки и выгибаний — в «огибных аллеях») скульптурным и архитектурным формам, создавать декоративные эффекты.

Сады барокко планировались с декорационными элементами, и декораторы в них были часто садовниками.

Теоретик садоводства XVII в. Джон Эвелин рекомендует для садов эффекты «громадного» разнообразия в соединении с «громадной» же интимностью. Он вводит в сады питомники, огороды съедобных овощей, большие цветники, птичники, плантации редких растений, окруженные стеной садики для редких цветов, пастбища, карповые пруды и даже химические лаборатории.

Сады барокко XVII в. полны разнообразных эмблем и «иероглифов». Забава неожиданно становится из обычного ребуса нравоучением, назиданием.

Богатство мира, которое по-своему стремится представить сад каждого стиля, в барокко раскрывается путем подчеркивания «тайны мироздания». Мир и сад — оба вызывают прежде всего удивление. На первый план выступает сложность смыслового оформления сада.

Сад надо разгадывать, как ребус. В садах барокко были аллегории рек, морей, изображения морских божеств.

Сады барокко, может быть, в большей мере, чем сады любого другого стиля, стремились к органическому синтезу искусств, как бы переходя даже пределы возможного для материала. Скульптуры создавались из зеленых насаждений и производили живописный эффект, тяжелый камень превращался в легкую драпировку и пр.

Отсюда же идет стремление в садовом искусстве создавать из кустов и деревьев скульптуры, соединять садовое искусство незаметными переходами с архитектурой и живописью, создавать декорации из зеленых насаждений, акцентировать внимание на оттенках листвы, цветов; стремление противиться естественным законам — во вздымающихся вверх фонтанах, опускающихся вниз, свисающих с высоких стенок или вьющихся по камню, решеткам растениях. Отсюда же особое тяготение к «огибным аллеям», беседкам и другим строениям, сплошь состоящим из растений.

Барокко — это первый из стилей, который довел увлечение садами почти до фантастических размеров, а затраты на устройство дворцовых садов почти сравнял с затратами на постройку самого дворца.

Источник: http://www.florets.ru/sadovo-parkovoe-iskusstvo/lihachev-d-s-o-sadah-/sady-barokko.html

Оформление садов в стиле голландского барокко

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

1. Элементы оформления сада

2. Голландское барокко

3. Использование ландшафтных компонентов

Список использованной литературы

1. Элементы оформления сада

Ворота и калитки

Неотъемлемой частью всех ограждений являются ворота и калитки. Их необходимо попытаться выдержать в одном стиле с забором, по своей композиции ворота и калитки должны гармонировать с домом и оградой.

Ширина калитки равняется ширине пешеходной дорожки, направленной к дому. Ворота по ширине не должны превышать более 3 м. Иногда вместо калитки и ворот делают одни общие ворота. Ворота не должны открываться на улицу.

Для ограды из живой изгороди более подходят металлические и деревянные ворота, для деревянной ограды – только деревянные. При сетчатой ограде ворота ставят из сетки, для которой делают раму из углового железа или деревянных реек.

Столбы для ворот могут быть деревянными, из естественного камня или кирпича. У каменных столбов делают железобетонную сердцевину. Чтобы ворота немного выделялись, столбы для них выбирают крупнее, чем для ограды. В больших садах, где дом удален от улицы, столбы ворот могут быть выше линии забора.

На столбах желательно поместить обтесанные из камня покровные плиты.

Ворота и калитки могут находиться рядом или на некотором расстоянии друг от друга, в зависимости от расположения дорожек и площадки для заезда на участок. Размеры их могут быть любыми, но лучше, если ширина ворот – 2,7-3 м., калитки – 1-1,2 м.

Если по проекту вход и въезд в одном месте, то калитку можно соорудить внутри ворот, это слегка уменьшит затраты на материал. И ещё: калитка – это входная дверь, поэтому её надо снабдить кнопкой звонка, а звонок провести в дом.

Беседки и бельведеры

Беседка — это декоративная постройка с застекленными окнами и дверью, имеющая привлекательный внешний вид. Беседки служат украшением сада, тихим местом уединенного отдыха и любования природой. Для беседки одинаково важны удобное расположение, красивая конструкция и отделка. Бельведеры по назначению подобны беседкам, но у них либо решетчатые стенки, либо стенок совсем нет.

Для строительства беседок из дерева используют сосну, ель или древесину. Форма и размер беседки зависят от вкусов и пристрастий, состава семьи и целей, для которых данное сооружение предназначено. Существует два основных типа беседок — беседка для отдыха и беседка-комната.

Последняя отличается меньшим количеством окон и открытой верандой. Такие «комнаты в саду» используют как летнюю читальню или как местообиталище нелюдимого или слишком занятого члена семьи, которому необходимо сосредоточиться и поработать в одиночестве. Беседка для отдыха меньше по размерам и.

почти полностью застеклена. Беседки для отдыха можно сделать в виде сельского домика, шале, китайской беседки, и, если позволяет площадь участка, сделать перед входом небольшое патио.

Самый популярный и практичный вид беседки — с двускатной крышей и застекленными окнами, ее действительно хочется заставить мебелью.

Бельведер — загадочное и непривычное слово, что объясняется историей этого элегантного, но несколько специфического сооружения.

Лет сто назад бельведеры были весьма популярны: лишь из бельведера помещики имели право любоваться своими поместьями, кстати, слово бельведер так и переводится с итальянского — красивый вид. Но время шло, вкусы и моды менялись, и бельведеры, как, впрочем и красивые виды, были забыты.

Но сейчас ажурные, словно парящие над землей бельведеры вновь возвращаются в наши сады. Изменился и внешний вид бельведера – теперь это сооружение без стен, с решетчатыми опорными стойками и сплошной крышей. Строят бельведеры из дерева, алюминия и даже из пластика.

Бельведер можно использовать по назначению – для любования пейзажем или как место уединенного отдыха. Увитый клематисами и плетистыми розами бельведер – мечта романтиков и поэтов – украсит любой сад. Алюминиевая ажурная конструкция придется по вкусу людям современным.

Декоративные садовые постройки для вертикального озеленения

Вертикальное озеленение садового участка придает ему неповторимое очарование. С помощью этого простого приема украшают подходы к дому и другим строениям, создают теневые зоны, которые спасают от палящих лучей солнца, придают участку единственный, только ему присущий вид.

К вертикальным садовым конструкциям относят перголы, трельяжи, шпалеры, различные арочные конструкции, сооружение которых не требует капитальных затрат Количество комбинаций здесь может быть довольно значительным, и описать их все практически невозможно.

Поэтому остановимся на некоторых примерах построения этих легких садовых сооружений.

Арку можно поставить у стены и в образовавшуюся нишу поместить скамейку, или оформить в виде арки вход в сад или в одну из его зон. Арки бывают с плоским сводом, с полукруглым сводом, с двускатным сводом, стрельчатые или готические, из живой изгороди и полукруглые из кирпича.

Перголы – решетчатые арочные конструкции, служащие, в большинстве случаев опорой для вьющихся растений. В современном саду пергола может играть различную роль. Она не только создает тень, но и способствует уединению в уютных частях сада. Перголу используют и как элемент пространственного членения (она, например, может отделять декоративную часть участка от огорода).

Как объединяющее звено пергола может соединять, скажем, гараж, место отдыха и другие строения с жилым домом в одно органическое целое. Перголы часто устанавливают по аллеям сада, создавая уютные затененные зоны для прогулок. Такая аллея может вести от калитки к дому или от дома к садовым строениям.

Устанавливают перголы над внутренними двориками или детскими игровыми площадками, создавая при этом защиту от солнечных лучей. Зеленые растения обеспечивают тень и прохладу в жаркий день, насыщают воздух кислородом, делая его более полезным и приятным.

При помощи перголы можно эффективно демонстрировать природную красоту редких вьющихся растений, которые, поднимаясь, представляются в более выгодном свете. Пергола оптически увеличивает небольшой по размерам сад.

Чаще всего пергола бывает связана с местом отдыха. При строительстве пергол большое значение имеет их архитектурная форма, так как столбы покрываются растениями не полностью. Опорные столбы пергол и решеток желательно закрепить на соответствующем бетонном основании.

Если ее сооружение задумано в ходе строительства дома, то появляется возможность непосредственно соединить эти два объекта, проложив над местом отдыха кровельные или потолочные балки. Если же пергола будет находиться в противоположной части участка, ее следует связать с домом хотя бы красиво положенной соединительной дорожкой.

Традиционно для сооружения пергол применяют древесину, стальные стержни, металлические профили или даже простую проволоку.

Шпалеры – решетчатые конструкции, служащие вертикальной опорой для растений, изготавливают из древесины или металла. Выполненные в изысканных декоративных формах эти садовые сооружения сами по себе уже являются украшением сада.

Крепят шпалеры к вертикальным стойкам пергол, стенам зданий и сооружений или устанавливают независимо, как самостоятельные сооружения.

Простейшая конструкция шпалеры, прикрепленной к стене дома в сочетании с деревянным корытом, служащим для подпитки вьющихся растений, может служить украшением входа в дом. Решетки шпалер, имеющие форму прямых или диагональных квадратов, создают причудливую игру света и тени.

Это может быть совсем небольшая конструкция, предназначенная для одного вида растения, или достаточно протяженное сооружение, разделяющее отдельные смысловые зоны сада или парка.

Решетки шпалер изготавливают из тонких деревянных реек и обрамляют декоративной рамой, изготовленной из более толстых брусков.

Трельяжи в садовом ландшафте — явление довольно распространенное. Они могут быть стационарными или переносными, изготовленными из деревянных брусков или металлических конструкций.

Самый простой трельяж представляет собой ряд вертикальных стоек, соединенных между собой прочной веревкой из синтетических ниток или проволокой. Высота трельяжа и размеры между несущими стойками зависят от вида растений, для которых они предназначены, и могут колебаться от 0,5 до 2 5 м.

Между вертикальными стойками часто крепят горизонтальные связи, придавая тем самым жесткость конструкции и необходимую форму

Трельяжи сами по себе являются уже украшением сада, которое дополняют зеленые растения и цветы. Формы трельяжей могут быть самыми различными, без каких — либо ограничений. Фантазия изготовителя вместе с его мастерством придают этим конструкциям самый замысловатый вид.

Для их изготовления подходят стальные трубы различного диаметра, арматурная сталь, различные профили или просто толстая проволока.

Роль пергол, шпалер и трельяжей в садовом дизайне не ограничивается поддерживанием вьющихся растений Они и сами по себе зачастую являются украшением участка, играя роль решетчатых стенок, разделяющих отдельные зоны.

Такие решетчатые стенки в последние годы стали очень модными. Они могут устанавливаться непосредственно на грунте или бетонных фундаментах, украшаться различными деревянными резными или металлическими гнутыми элементами.

Читайте также:  Настурция - уникальное растение для сада и огорода

Внутреннее ограждение, применяющееся для разделения отдельных смысловых и функциональных зон участка, может быть выполнено и другими методами.

Кроме пергол, шпалер и решетчатых стенок для этой цели могут сооружаться специальные ограждения и подпорные стенки (если смысловые зоны расположены на различных высотных уровнях) или высаживаться декоративные кустарники.

К примеру, чтобы оградить цветник от шаловливых детей или любимой собаки, достаточно оградить его декоративным заборчиком.

Цвет

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

При выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли — в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха.

Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен.

Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева— черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый.

Поверхности стен в глубине заимствуют свой оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его «сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами». При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный).

2. Голландское барокко

Как уже отмечалось, помимо классического направления в истории какого-либо стиля ландшафтного дизайна, всегда существует целый ряд его разновидностей.

Их возникновение обусловлено в первую очередь иными географическими условиями, а также привнесением некоторых национальных особенностей.

Так, голландское барокко оказало огромное влияние на развитие садово-паркового и ландшафтного искусства Англии, стран Северной Европы и, что для нас наиболее интересно, России. Барочные мотивы отмечались в русском ландшафтном проектировании еще в XVII в.

(в основном в московских садах и усадьбах: Коломенское, Кусково, Измайлово и др.). Это было связано с активными торговыми отношениями между Россией и Голландией, а также с участием голландских ландшафтных архитекторов в проектировании московских увеселительных садов.

В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось.

Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Так, каналы, вырытые в 20—30-х гг. XVIII в. для осушения Васильевского острова и придания ему наибольшего сходства с Амстердамом, уже в 70-х гг. того же века были полностью засыпаны.

Наиболее значительные произведения садово-паркового искусства с широким применением стилистических свойств голландского барокко переместились в новую столицу России и ближайшие пригороды Санкт-Петербурга (Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).

Предпосылки возникновения.

Важнейшими естественными предпосылками формирования данного стиля явились мягкий морской климат и низменный рельеф. Мягкий климат с обильными осадками (700—800 мм), мягкой зимой (средние температуры января выше 0°С) и умеренно теплым летом (средняя температура июля +17 °С) способствовал произрастанию самой разнообразной растительности.

Большое значение имели также особенности национального характера, такие как трудолюбие, упорство, аккуратность.

Эти качества у голландцев сформировались отчасти и в связи с тем, что на протяжении многих веков они должны были постоянно отвоевывать себе место на суше у наступавших морских вод.

В определенной степени в национальном характере отразилась и религия — протестантизм, который также приветствует скромность, простоту, любовь к порядку и трудолюбие. Поэтому и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер.

3. Использование ландшафтных компонентов

Низменный и довольно плоский рельеф требовал усложнения, поэтому стали активно использоваться его искусственные формы, но, в отличие от высоких террас Италии, более скромных размеров.

В силу специфических географических условий Голландии (ландшафты низинных равнин, освоенные в борьбе с заболачиванием и морскими вторжениями) террасы не были крутыми и высокими.

Для придания разнообразия плоскому рельефу также применялись такие искусственные формы усложнения, как вертюгадены и булингрины.

Для голландских барочных садов была характерна пышная растительность, которая проявлялась в широком применении зелени для проектирования огибных аллей-берсо, зеленых беседок, трельяжей, живых изгородей, небольших рощиц и др.

Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов, причем предпочтение отдавалось душистым. Первоначально разводились в основном многолетние травянистые растения, но, особенно с середины XVII в.

, вошли в моду и получили широчайшее распространение луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.).

В целом, по своему характеру сады и ландшафты голландского барокко отличались не только праздничностью, «театрализацией» и стремлением к созданию приподнятого настроения (что было свойственно всем барочным садам), но и стремлением в большей мере к созданию уюта и уединенности, чем парадности, что в значительной степени отражало и черты национального характера.

Список использованной литературы

  1. Авадяева Е.Н. Энциклопедия русской усадьбы. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 383 с.

  2. Баталин Б.С., Маковецкий А.И. Строим сами: постройки на садовом участке. – Пермь: Кн. изд-во, 1989. – 221 с.

  3. Мишин С.А. Современное планирование и дизайн дачного участка. – СПб.: Регата, 2000. – 384 с.

  4. Сайбель Э.Я. Садовый участок планируем и обустраиваем своими руками. – М.: Недра, 1991. – 174 с.

Источник: https://works.doklad.ru/view/7OgJ4hIo6Qw.html

Сады Барокко или сад как место для шалостей

Стилистическую разницу между ренессансным и барокковым садом уловить трудно, они довольно похожи. Основным элементом в планировании сада Барокко является строгая геометрия. Как и раньше, эстетика сада подчинена архитектуре, но это уже другая архитектура – динамичная и изысканная.

Характерными являются увлечения малой архитектурой: павильонами, гротами, бельведерами, вазами, балюстрадами. Все эти сооружения так же значительны, как и растения.

Популярны так называемые садовые театры в виде полукруглой стены с нишами, украшенными статуями и фонтанами. Часто эти театры на самом деле служили декорацией, на их фоне разыгрывали представления, устраивали концерты.

Растения в саду барокко радуют глаз не только своей естественной красотой. В это время особую популярность получает фигурная стрижка. Из зелени создавались изысканные аркады, колонны, ниши, вазы, даже фигуры животных и людей.

Серьёзность ренессансных садов дополняет барокковая весёлость. Гостей такого сада пытались не только изумить богатством, оригинальностью замысла и вкусом хозяина. Их обязательно удивляли и смешили различными садовыми шалостями: создавали коварные перспективы, иллюзию продолжения аллей, потайные скамейки, фонтаны-сюрпризы.

Один из путешественников так описывал барокковые шалости: „Остерегайтесь прогулок в садах: здесь множество фонтанов, которые неожиданно обливают посетителей водой. Внутри фонтанов есть потайные комнаты с окошком, и хозяин вдоволь может подурачиться, неожиданно появляясь или выкрикивая из окна”.

Вода и здесь царица сада. Она не только громко шумит, но и ревёт, поёт и гудит, приводит в действие специальные приспособления в фонтанах.

Кому позавидовал король-Солнце?

Прекрасным образцом сада в стиле барокко с элементами нового художественного стиля – классицизма – является Версаль. Однако мало кто знает, что идея создания Версаля возникла после того, как король Франции Людовик ХІV побывал в поместье Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке.

Для реализации замысла архитектора Фуке пришлось переместить огромное количество земли, чтобы спланировать почти горизонтальную местность с незначительным уклоном от дворца. Благодаря этому достигли потрясающего эффекта – грандиозной панорамы поместья Во-ле-Виконт.

17 августа 1661 года министр начал шумный праздник в честь завершения строительства. Чрезмерное величие и роскошь замка и сада так шокировали короля Людовика ХІV, что он отказался от приглашения переночевать в замке.

Зависть человеческая не знает границ, а тем более – королевская: после празднования служебная карьера собственника поместья Николя Фуке навсегда закончилась.

Однако именно это не самое лучшее из человеческих качеств стало стимулом для строительства знаменитого Версаля.

Время идёт быстро, но парковый комплекс Во-ле-Виконт и сегодня манит неподражаемыми узорами партеров и удивительными формами стриженых деревьев. И кто знает, увидели бы мы когда-нибудь дворцово-парковый ансамбль Версаль, если бы не его прекрасный предшественник – парк Во-ле-Виконт.

Самый известный парк мира Версаль (1661–1700) – плод неудержимой фантазии архитектора Андре Ленотра и изысканного вкуса Людовика ХІV. Парк, созданный на искусственно выровненной местности, поражает своим величием.

Роль природы в Версальском парке второстепенная, в нём доминируют скульптуры и дворец. Все пути Франции вели к королю-Солнцу, поэтому к дворцу сходятся все аллеи.

Даже водный канал сориентирован так, что создаёт эффект солнечных лучей.

Строгая симметрия парка завораживает. Основным стержнем геометрии парка служит продольная ось, которая совпадает с главной аллеей. Поперечные диагонали и радиально-лучевые аллеи создают звёздный рисунок, деревья и кусты имеют правильную геометрическую форму.

Парадный характер парка подчёркивают бесконечные перспективы и открытые просторы. Многочисленные водные партеры, словно огромные зеркала, расширяют пространство, наполняя его светом.

Цветники имеют сложный симметричный рисунок из завитков, овалов, кругов, квадратов.

Регулярный французский парк воплощал веру в человека, символизировал подчинённость природы законам разума. Творение Андре Ленотра поражало воображение иностранцев, а потому властители многих государств хотели иметь в своих странах аналогичные Версали.

Самые известные парки в стиле Ленотра – Сансуси и Линдерхоф (Германия), а также Петергоф (Россия).

Источник: http://domfloris.ru/sady-i-parki-mira/sady-barokko-ili-sad-kak-mesto-dlya-shalostey.html

Регулярные стили: сад в стиле «Барокко» (статьи)

ВСЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА: Ландшафтный дизайн озеленение

Для сада в стиле «Барокко» характерны:

Соединение элементов регулярного и пейзажного сада

Малые архитектурные формы в китайском стиле

Пейзажные композиции с восточными или сельскими мотивами

Усложнённость планировки, устройство лабиринтов

Элементы «иллюзорности»

..

Итальянское Барокко

Предпосылки возникновения

Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата (летний засушливый сезон длится около семи месяцев со средней температурой июля +28°С). Это предполагало формирование максимально комфортных условий на открытом воздухе, т.е. способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец. И не просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства.

Читайте также:  5 самых неприхотливых комнатных пальм, список названий с фото

Поэтому эпоха барокко впервые довела увлечение садами до фантастических размеров, а материальные затраты на устройство дворцовых садов впервые были сопоставимы с затратами на строительство самих дворцов.

Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах (разность их высот могла достигать 16м).

Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д’Эсте — восемь.

Особенности планировки

В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га, виллы Ланте — 1,4 га, виллы Д’Эсте — 3,5 га).

Они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Поэтому аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными комнатами» и проектировались узкими и короткими.

Дворец, как правило, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение.

Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.

Террасы в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства.

К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность , что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

Использование ландшафтных компонентов

Если ландшафтные компоненты дизайна по своей значимости в классическом барокко разместить по убыванию, то шкала будет выглядеть следующим образом: рельеф и камень, водные поверхности и устройства, растительность.

<\p>

Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т.д.).

Другим, не менее важным, моментом было наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и др., также располагавшихся на разных уровнях рельефа.

Все это играло более значительную роль, чем такой, казалось бы, неотъемлемый компонент, как растительность.

Кроме того, интерес к всевозможным курьезам и любовь к архитектурности во всем требовали и нового подхода к растительной составляющей.

Расцвет барочных садов стал и эпохой расцвета топиарного искусства (искусства фигурной стрижки деревьев и кустарников) , известного еще со времен Древнего Рима. Благодаря стрижке растительность могла приобретать самую фантастическую форму — геометрической фигуры, колонны, скульптуры, экзотических птиц и зверей и т.д.

Итак, основная смысловая нагрузка барочных садов и ландшафтов вообще — создать торжественно-парадное настроение, удивить и поразить роскошью и изобилием, а также развлечь посетителя и показать эрудицию владельца.

Голландское Барокко

Важнейшими естественными предпосылками формирования данного стиля явились мягкий морской климат и низменный рельеф. Мягкий климат с обильными осадками (700—800 мм), мягкой зимой (средние температуры января выше 0°С) и умеренно теплым летом (средняя температура июля +17 °С) способствовал произрастанию самой разнообразной растительности.

Большое значение имели также особенности национального характера, такие как трудолюбие, упорство, аккуратность.

Эти качества у голландцев сформировались отчасти и в связи с тем, что на протяжении многих веков они должны были постоянно отвоевывать себе место на суше у наступавших морских вод.

В определенной степени в национальном характере отразилась и религия — протестантизм, который также приветствует скромность, простоту, любовь к порядку и трудолюбие.

Поэтому и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер.

Использование ландшафтных компонентов

Низменный и довольно плоский рельеф требовал усложнения, поэтому стали активно использоваться его искусственные формы, но, в отличие от высоких террас Италии, более скромных размеров.

В силу специфических географических условий Голландии (ландшафты низинных равнин, освоенные в борьбе с заболачиванием и морскими вторжениями) террасы не были крутыми и высокими.

Для придания разнообразия плоскому рельефу также применялись такие искусственные формы усложнения, как вертюгадены и булингрины.

Для голландских барочных садов была характерна пышная растительность, которая проявлялась в широком применении зелени для проектирования огибных аллей-берсо, зеленых беседок, трельяжей, живых изгородей, небольших рощиц и др.

Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов, причем предпочтение отдавалось душистым. Первоначально разводились в основном многолетние травянистые растения, но, особенно с середины XVII в., вошли в моду и получили широчайшее распространение луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.).

В целом, по своему характеру сады и ландшафты голландского барокко отличались не только праздничностью, «театрализацией» и стремлением к созданию приподнятого настроения (что было свойственно всем барочным садам), но и стремлением в большей мере к созданию уюта и уединенности, чем парадности, что в значительной степени отражало и черты национального характера.

ВСЕ СТАТЬИ: Ландшафтный дизайн озеленение

Источник: http://ukrsad.org/regulyarnye-stili-sad-v-stile-barokko.html

Сад в стиле барокко

Одной из идей стиля барокко является создание искусственной, нарочито нарядной, роскошной среды. В России моду на этот стиль ввел Петр I. С тех же пор и стали создаваться сады в стиле барокко. Самым известным воплощением этой идеи в садовом дизайне стал Летний сад в Санкт-Петербурге с обилием скамеек, садовых скульптур, пышной растительности.

Но сад в этом дворцовом стиле можно создать и на небольшой площади. Надо просто обратить внимание на его отличительные черты и постараться следовать правилам создания этого яркого стиля.

Один из отличительных признаков сада-барокко — большое количество арок, беседок, пергол, вазонов всевозможных форм, садовых скульптур.

Они непременно должны быть светлых оттенков, увиты лианами или ампельными растениями, такими как плетистые розы, жимолость каприфоль, клематисы, глицинии, ипомеи, некоторые декоративные фасоли, девичий виноград, амурский или скальный виноград, лимонник, другие вьющиеся растения.

Все зависит от вкусов владельца и климата, в котором будут расти те или другие растения. С помощью лиан можно создать «садовые комнаты», изолированные друг от друга участки сада. Этот пункт также важен при создании ландшафта в стиле барокко.

При подборе растений для этого сада необходимо достичь эффекта непрерывного цветения. Весной это могут быть крокусы, ландыши, примулы, тюльпаны, нарциссы. На смену им придут ирисы, пионы. Истинной царицей сада в стиле барокко, конечно, станет роза.

Но и наперстянки, дельфиниумы, лилии, гладиолусы, садовые хризантемы смогут добавить саду определенную прелесть.

Многолетние травянистые растения, такие как различные виды хост, папоротники, аквилегия, рудбекия, гвоздика доставят не много хлопот, но значительно украсят сад.

Сад в стиле барокко вместе с обилием красок предполагает и буйство ароматов. Поэтому будет не лишним посадить традиционные для русского сада сирень, чубушник, калину-бульдонеж.

Ошибочно думать, что в садах в стиле барокко нет места для плодовых деревьев. Украсят сад вишневые, яблоневые деревья, айва, особенно, в пору цветения. На ветках деревьев можно развесить нарядные кашпо с цветами, например, с петуньями.

С некоторых пор в стиле европейского барокко стали появляться едва заметные черты восточного стиля. Пагоды, керамические вазоны, расписанные в японском стиле, присутствие красного и золотистого цветов смогут придать саду восточную загадочность.

Одно из значений слова «барокко» — склонный к излишеству. Если следовать этому определению, то для создания сада в стиле барокко можно использовать любые понравившиеся элементы дизайна. Главное, чтобы в результате появился яркий, сказочно красивый и загадочный, рукотворный кусочек природы.

© 2011 — 2016, Сажаем Сад. Все права защищены.

Источник: https://www.sazhaemsad.ru/sad-v-stile-barokko.html

Оформление садов в стиле барокко

Изначально сад всегда был частью замка в стиле барокко. Речь идет не о приусадебном участке с луком, петрушкой, морковью и капустой. Конечно, и такие тоже были, но, скорее, не на видном месте. Речь идет о километровых парках и садах в стиле барокко в размере нескольких полей для гольфа. Например, парк Версаля занимает площадь более 700 гектаров.

Андре Ленотр – пионер садового искусства в стиле барокко

Сады в барочном стиле проектировались на чертежной доске и планировались садовыми архитекторами. Пионером этого вида искусства был Андре Ленотр, чьи идеи были настолько великолепны, что он – сын садовника – сделал успешную карьеру и стал личным садовником короля. Его шедевром стали сады Версаля. 

Сад понимался как просторная гостиная, как место, где жизнь протекала также как и в самом замке – только на открытом воздухе. Это имело свои преимущества: не тесно, даже если много гостей, свежий воздух и никаких залов, нагретых множеством горящих свечей.

Кроме того, количество зрителей в собственном театре – гордости каждого принца – было ограничено, а в садах сотни и тысячи гостей могли насладиться демонстрацией на открытом воздухе перед специально построенными сценами.

В садах состоялись концерты, небольшие бои на озерах и, конечно же, организовывались огромные буфеты с невиданными деликатесами. И как изюминка в конце – гигантский фейерверк. 

Деревья, цветы, ручьи – все под контролем

В саду в стиле барокко ничто не могло существовать без контроля человека – ни дерево, ни куст, ни цветок. Человек обнаружил множество законов в природе и хотел публично продемонстрировать свои знания об этих законах. 

Барочные сады, построенные с линейкой и компасом, часто имеют одинаковые критерии и всегда – одинаковые элементы: ручьи и фонтаны, симметричные насаждения, тенистые аллеи, посыпанные гравием дорожки, каналы, каменные скульптуры, а иногда и лабиринт из живой изгороди.

Оранжереи для экзотических фруктов

Выращивание тропических фруктов, таких как ананасы, апельсины и лимоны, потребовало строительства специальных теплиц – оранжерей. Большие стеклянные поверхности и теплые полы обеспечивали свет и тепло даже в зимние месяцы.

Большой проблемой было непрерывное водоснабжение парка. Вода требовалась не только кустарникам и цветам, но и многочисленным водным объектам. Это было сложно, даже если, например, в парках Версаля и Марли были построены водяные мельницы. Много дорогостоящей воды просачивалось по пути через систему труб длиной в километр. 

Сад как гостиная под открытым небом

Большие фонтаны должны были выглядеть как перевернутые люстры. Капли воды в них вспыхивали при свете солнца, как в сверкающих хрустальных люстрах замка.

Творческая симметрия в клумбах, дорожках и скульптурах получила еще одну ссылку на интерьер самого замка: зеркало. С его помощью можно было раздвигать пространство. 

Производителям зеркал приходилось туго в их ядовитом производстве. Но зеркало не только усилило свет свечей и осветило комнаты – Людовик XIV создал свой «Зал Зеркал» и сделал его и сады отличительной чертой Версаля – они символизировали полное подчинение природы и чувственной красоты в высшем совершенстве.

Источник: https://www.belnovosti.by/sad-i-ogorod/oformlenie-sadov-v-stile-barokko

Ссылка на основную публикацию